Страницы

Для Родителей

   Взаимосвязь логопеда и семьи.

   Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и следовательно, для нормального речевого общения, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу - для усвоения школьной программы.

Исправить речь у ребёнка можно только объединенными усилиями.

   Не надейтесь и не полагайтесь только на логопеда и тем более на своего ребенка - без Вашей помощи исправить речь у него не возможно.

   Установите дома правильный режим дня для ребенка, чтобы он успевал погулять и приготовить логопедические задания.

   Регулярно посещайте консультации логопеда, так как, не зная сущности работы, Вы не сможете выполнять домашние задания.

   Каждый день занимайтесь с ребенком по заданию логопеда.

   Не получайте эту работу родственникам, так как они не смогут заменить Вас в таком трудном деле.

   Помните, что постоянные упражнения помогут усвоить правильную, ритмичную речь и развить речевую мускулатуру.

Исправить речь можно независимо от степени ее нарушения, но при условии выполнения логопедических правил и систематических занятий.

   Овладение ребенком речи успешно идёт тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье:

  • родители должны посещать консультации логопеда, на которых он рассказывает о предупреждении и исправлении недостатков развития речи у детей;
  • просматривать стенды для родителей, где даются рекомендации последовательной работы с развитием речи;
  • посещать родительские собрания, на которых педагоги и родители совместно решают текущие вопросы группы;
  • в повседневном общении упражнять детей в чётком произнесении слов, в правильном использовании интонации, учить говорить достаточно громко, не спеша;
Использовать в работе с ребенком материалы из специальной литературы, рекомендуемой логопедом.


Развитие речи детей.

   Среди многих важных задач воспитания и обучения детей, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных.
              Эта задача включает ряд специальных, частных задач:
  • воспитание звуковой культуры речи;
  • обогащение, закрепление и активизацию словаря;
  • совершенствование грамматической правильности речи;
  • развитие связной речи;
  • обучение разговорной речи;
  • воспитание интереса к художественному слову.
Вся работа проводится постепенно. В формировании связной речи существует тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия наблюдательности.

Уважаемые родители!
Закрепляйте знания детей полученные на занятиях!
☝☝️☝️

Развитие речевого дыхания.

Для детей имеющих нарушения речи необходимо формировать длительный ротовой выдох. Для этого нужно проводить следующие дыхательные упражнения:
  • сдуть со стола мелко нарезанную цветную бумажку, пушинку, ватку.
  • дуть на лежащие на столе палочки, карандаши, разной формы (круглые, граненые) и длины, стараясь сдвинуть их с места.
  • дуть на шарики разной тяжести: пластмассовые, деревянные, резиновые.
  • задуть на резком и длительном выдохе пламя свечи.
  • поддержать в воздухе пушинку или маленький кусочек ватки на длительном выдохе.
  • надуть резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, дуть в дудочку и вертушку.
  • надувать мыльные пузыри.
☝️☝️☝️
Развиваем пальчики.

   Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Ещё наши прабабушки использовали в воспитании детей игры типа "Ладушки" и "Сорока кашу варила".
Помните,что развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребёнка вперёд, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребёнка.
Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
  • предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
  • с сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
  • покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счётных палочек.
  • выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картон с тонким слоем пластилина.
  • лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы, режьте ножницами.
  • учите ребенка застёгивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
  • и наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика.
Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. 
Выразительно произносите текст и показывайте ребёнку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.


 ☝☝☝

Артикуляционная гимнастика

   Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ребёнок ещё не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов  и подготовит базу для чистого звукопроизношения.
   Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. 
   Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день - утром и во второй половине дня после прогулки. 
   Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10-15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движения зеркало можно убрать. Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем помогите поднять ребёнку язык.
   Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или мёдом в зависимости от того что любит ваш ребёнок. Занятия должны проводиться в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: "Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка.
☝☝☝
ебёнок. Занятия должны проводиться в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: "Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка.
☝☝☝️
У вашего ребенка плохой почерк!?
Можно исправить.
Сейчас очень часто приходится слышать, что у школьников плохой почерк. Обвиняют в этом новые приемы письма, отсутствие времени на установку красивого почерка . Трудности с почерком, как правило, возникают, если у маленького ученика недостаточно развита мелкая моторика — умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук.

  Разработкой мелкой моторики следует заниматься еще до школы. Продолжать эту работу надо и в 1 классе. Для этого необходимо не только писать, но И рисовать, лепить, выполнять различные поделки, собирать конструкторы с небольшими деталями, мозаики.

Чтобы в процессе обучения совершенствовать координацию движений рук первоклассников, снять их мышечную утомляемость, целесообразно включить в работу ряд упражнений для рук, пальцев, формирования красивого почерка.

В начале эти упражнения выполняются учениками с большим трудом, многое у них не получается совсем. Но систематические тренировки дают, в конце концов, хорошие результаты. Эти упражнения должны выполняться не только на уроках письма, но и на других уроках, даже физкультминутках. Вот некоторые из них. 

Упражнение 1

Ученики зажимают ручку средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следят, чтобы ручка не опускалась ниже большого пальца. 

Упражнение 2

Ладошки лежат на парте. Учащиеся поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Повторяют это затем в обратном порядке.

Упражнение 3

Пальцы обеих рук образуют шар. Затем поочередно отрываются сначала большие пальцы, затем указательные и Т.Д. Затем, наоборот, соединяются пальцы, начиная с мизинца.

Упражнение 4

На столе лежат 10-15 карандашей. Одной рукой надо собрать их в кулак, по одному, затем положить карандаши на стол также по одному.

 Упражнение 5

Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.

Упражнение 6

Ладошки лежат на столе. Дети поочередно поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Все эти упражнения помогают исправить почерк, особенно детям, у которых в дошкольном возрасте была плохо развита моторика рук.


   Предлагаю родителям обратить серьезное внимание на подготовку детей дошкольного возраста к обучению письму и для развития мелкой моторики рук ребенка организовать ряд игр и упражнений.

1.     Лепка из глины и пластилина.

Лепить можно не только из пластилина и глины. Зимой — из снега, летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

2.     Рисование картинок — любимое занятие дошкольников И хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей, они должны быть разнообразны.

3.     Изготовление поделок из бумаги.Например, вырезание самостоятельно ножницами (под присмотром родителей) геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.

Ребенку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков будущего первоклассника.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук, эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

4.     Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

5.     Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.

       6 .     Всасывание пипеткой воды.

7.     Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков,семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т.д. Это интересное занятие развивает воображение и фантазию.

8.     Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

9.     Переборка круп, например гороха, гречки и риса. 

10.    Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. 

Такие игры и упражнения следует проводить ежедневно: всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут увереннее, школьные занятия станут для ребенка не столь утомительными.

☝️☝️☝️

Комментариев нет:

Отправить комментарий